Бизнес

Спасительная цифра: смогут ли ЦФА частично заменить ипотеку и поддержать спрос на жилье


КОРТРОС

В последние годы драйвером потребительского спроса на первичном рынке недвижимости выступала льготная ипотека. Однако в 2024 году программа существенно сокращается. На этом фоне рынку необходимы дополнительные прозрачные и безопасные инструменты финансирования за счет привлечения новых инвесторов, в том числе тех, кто не может себе позволить купить квартиру целиком. Таким инструментом могут стать цифровые финансовые активы (ЦФА). Как работает этот механизм, мы решили уточнить у федерального застройщика, который активно исследует возможности использовать диджитал-трансформацию рынка недвижимости для улучшения своих продуктов, — ГК «КОРТРОС». «Стройгазета» поговорила с вице-президентом компании Филиппом ТРЕТЬЯКОВЫМ.


Филипп Андреевич, давайте начнем с небольшого ликбеза. Что такое ЦФА и как они могут работать на рынке недвижимости?

ЦФА — это финансовый инструмент, построенный на технологии блокчейн. Российский аналог от Центробанка, который разработан в рамках национального проекта «Цифровая экономика». На рынке недвижимости в 2023 году свои цифровые финансовые активы запустили уже несколько компаний.

Для понимания — сегодня ЦФА можно сравнить с облигациями. Они по сути так же дают возможность заимствования финансовых активов для реализации тех или иных проектов. А как мы знаем, застройщики выпускают обычные облигационные займы с достаточно хорошей доходностью. ЦФА от них отличаются прежде всего скоростью, меньшим числом различных ограничений и довольно широким кругом потенциальных заемщиков. Более того, ЦФА доступны и неквалифицированным инвесторам.

Какие для выпуска ЦФА необходимы условия со стороны застройщика?

На «Мосбирже» сегодня зарегистрировано более 30 млн пользователей, то есть акции в цифровом виде уже получили широкое распространение на российском рынке. Если же такое распространение появится и для токенизированной недвижимости, то будет вполне легко и просто накопить квадратные метры и обернуть их в квартиру. Конечно, это сработает в том случае, если регуляторы –– в первую очередь Центробанк, контролирующий цифровые финансовые активы, –– на это пойдут, потому что на сегодняшний день этот механизм еще не работает, хотя и не противоречит закону.

Сейчас я вижу три возможных формата выпуска цифровых финансовых активов. Первый — гарантированная доходность, когда ЦФА размещаются на определенный срок под определенные проценты; это может быть доходность, привязанная к рыночной. Второй — привязка ЦФА к изменению стоимости актива; в нашем случае — к стоимости квадратного метра, в других ситуациях к цене золота, акций и т. д.

К сожалению, пока привязки к квадратному метру нет, хотя закон о ЦФА (федеральный закон от 31 июля 2020 года №259ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») это позволяет.

Когда же свяжем квадратный метр и ЦФА, появится широкий круг потребителей, которые могут зайти на рынок недвижимости, приобретая уже долю в квадратном метре. Вот тогда появится новый формат прав на недвижимость: потребитель не будет иметь долговой нагрузки или обязательств по регулярной выплате, но сможет поэтапно выкупать квадратные метры по их текущей рыночной стоимости. При этом в момент сдачи объекта в эксплуатацию инвестор выберет: получить ту доходность, которая полагается согласно росту цены квадратного метра, «обменять» ЦФА с дополнительной инвестицией на «физические» метры или, если была полностью покрыта стоимость 40-50-100 квадратных метров, обернуть«цифру» в квартиру. Ну и третий — комбинированный, сочетание первого и второго форматов.

Значит, ЦФА станут цифровым аналогом паевых инвестиционных фондов (ПИФ)? Здесь есть риски? Смогут ли ЦФА заменить традиционную ипотеку?

Давайте по порядку. Что касается ПИФ, то да, ЦФА может считаться подобным инструментом, только с меньшим количеством различных бюрократических преград и сложностей, которые есть в паевых фондах.

Что касается страхования рисков, то они больше регулируются 214-ФЗ, так как основной риск — дом не будет достроен. Здесь мы защищены продуманной системой взаимодействия банка и девелопера, в которой у нас есть проектное финансирование и эскроу-счета. В данном случае цифровые финансовые активы никак с этим риском не пересекаются. Это просто один из форматов финансового инструмента. Еще раз отмечу, что даже при широком распространении ЦФА традиционную ипотеку это нисколько не компенсирует. То есть это может быть доля, которую разрешат застройщику принимать таким образом от неквалифицированных инвесторов, но весь институт ипотеки ЦФА никогда не заменят.

При этом такая возможность привлечет достаточно широкий круг тех инвесторов, которых сегодня на рынке недвижимости нет. Те, кому недоступна покупка квартиры в инвестиционных целях за 20 млн рублей в Москве или за 6 млн в области, купят минимальный лот ЦФА, например, за 10 тыс. рублей, так как это не привязка к квадратному метру напрямую, а определенная долевая история, которая будет зависеть от рыночной цены метра в конкретном объекте на данный момент.

А если квадратный метр начнет дешеветь?

Это не исключено, особенно, если мы говорим о первом формате — гарантированной доходности. За последние 20 лет определенно были периоды некой волатильности, однако сказать, что снижение стоимости жилого квадратного метра — это тренд, нельзя. Сейчас мы не видим предпосылок для какой-то серьезной коррекции цены. Поэтому да, риски, безусловно, есть, но надо понимать, что это вероятность любой инвестиции. Покупая акции Газпрома или Сбербанка, мы точно так же рискуем. И если говорить про неквалифицированного инвестора, обладающего ограниченным бюджетом, у него просто появляется еще один формат активов наряду с золотом или валютной корзиной.

Есть ли шанс, что в 2024 году неквалифицированный инвестор сможет куда-то прийти и купить ЦФА? Как это вообще будет происходить?

Согласно закону, для того, чтобы физическое лицо могло без проблем приобрести ЦФА, на рынке должны быть жесткие условия со стороны эмитента по срокам и гарантированной доходности. Для выпуска ЦФА существуют требования регулятора. Например, руководитель оператора информационных систем (ОИС) должен быть человеком с большим финансовым опытом, с опытом руководства банками. На сегодняшний день у крупных финансовых групп уже есть ряд своих ОИС, и в ближайшие пять лет ожидаемый объем рынка ЦФА в России — 10 трлн рублей.

В 2023 году уже дошло до сотни миллиардов рублей, но те транзакции, которые были проведены, в основном касаются определенных корпоративных расчетов, а на широкого потребителя цифра только начинает выходить.

Покупка будет совершаться на сайте. Вы открываете персональный счет у ОИС, на этом счете резервируется определенное количество денег. Когда наберется нужное число заявок, проводится эмиссия конкретного выпуска ЦФА, деньги списываются с вашего счета в ОИС, и вы становитесь обладателем цифрового финансового актива.

Сегодня это можно сделать в инвестиционном приложении нескольких крупных финансовых групп. Просто вы находите там ЦФА –– и точно так же как акции покупаете свой цифровой финансовый актив.

И последний вопрос: как «КОРТРОС», являясь одной из системообразующих строительных компаний, смотрит на использование ЦФА?

Все больше потенциальных инвесторов и девелоперских компаний понимают преимущество использования нового инструмента — и «КОРТРОС» одна из них. На сегодняшний день мы внимательно изучаем опыт наших коллег и рассматриваем такой инструмент как альтернативу стимулированию продаж ввиду того, что доступность классической ипотеки снижается и необходимо искать новые пути. Мы рассматриваем возможность запуска своих ЦФА, чтобы протестировать данный инструмент в одном из своих московских проектов. Конечно, мы сообщим об этом — следите за новостями.

По материалам

Нажмите, чтобы оценить статью!
[Итого: 0 Среднее значение: 0]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»