Городская среда

Тренды развития городских пространств


АГН «МОСКВА»

В России разработаны методические рекомендации Агентства стратегических инициатив (АСИ) по реализации проектов комплексного благоустройства территорий. Опираясь на опыт создания общественных пространств девелоперами, директор по продукту компании MR Group Жанна Махова рассказала «Стройгазете» об основных трендах развития территорий, которые будут актуальны в ближайшие годы.



Согласно исследованию аналитического центра ВЭБ.РФ CityLifeIndex, 67% россиян в 218 городах страны отмечают, что в их населенных пунктах обустраиваются улицы, набережные, зоны для пеших прогулок. При этом увеличение зеленых зон, скверов, парков видят 53% опрошенных. Меньше половины (47%) говорят об обустройстве дворов. По мнению 45% респондентов, новые здания в их городах удобно расположены и внешне привлекательны. Меньше мусора в городе становится по наблюдениям 43% россиян.



Эти результаты свидетельствуют, что благоустройство российских городов ведется. Однако, согласно тому же исследованию ВЭБ.РФ, наличие многолетних зеленых насаждений, освещение дворовой территории, а также качество уборки и чистоты во дворе россиянами оценивается на 3,5 из 5 баллов по каждому из этих критериев. Достаточность малых архитектурных форм, внешний вид и привлекательность оценивают на 3,2, обеспеченность парковочными местами на 3,0, функциональность – на 2,9. Ни по одному из критериев качество благоустройства дворов и городских пространств не оценивается выше четырех из пяти возможных баллов. В этом контексте интересно вспомнить московскую программу благоустройства территорий, которая была реализована в середине 2010-х гг. Конечно, никаких сомнений нет, что «Моя улица» помогла превратить пространство Москвы из, условно говоря, «советского» в современное. Но в 2018 году, согласно опросу Центра социально-политических исследований, 49% опрошенных заявили, что недовольны качеством благоустройства территорий. Все это свидетельствует о том, что благоустройство требует более продуманного подхода, учитывающего долгосрочные и актуальные тренды развития городских пространств.


Обоснованный дизайн

Прежде всего, проблему проектирования общественных пространств нужно решать с ответа на вопрос «Как?». Зачастую, благоустройство городских территорий сводится в основном к их реновации. Например, какой-либо городской сквер в далеких уже 1970-х гг. был построен по шаблону регулярного парка, в центре которого находится фонтан, от которого «лучами» расходятся пешеходные пути на четыре стороны света. В реальности же пешеходный трафик через этот сквер сложился так: одна дорога действительно активно и правильно используется, потому что ведет к торговому центру; другую пересекает перпендикулярно протоптанная людьми через газоны тропинка; две оставшиеся зарастают травой, потому что они никуда не ведут и по ним не ходят. Часто благоустройство сводится к тому, что сквер обновляется (старые дороги застилаются плиткой) с сохранением его «мертвой» планировочной структуры, потому что никто не изучает, а какую функцию этот сквер действительно выполняет в городском пространстве. Еще и возводится изгородь, препятствующая протаптыванию новой тропинки через газоны. Итог – мы сделали красивый, но неудобный сквер. Избежать таких ошибок помогает научно обоснованный дизайн (evidence-based design или data-driven design, буквально – дизайн, основанный на данных). Мы должны не только проектировать городские пространства под реально сложившийся их функционал, но и прогнозировать, как будет изменяться его назначение с годами, чтобы территория не перестала быть удобной.



Пример из девелопмента: когда мы реализуем проект жилого квартала недалеко от метро, то уже представляем, что осевая улица должна быть направлена к ближайшей станции. Одновременно мы прогнозируем «тихие уголки», то есть участки территории, которые удалены от основных пешеходных путей. Здесь можно создавать «секретные сады», беседки. Весь этот прогноз основывается на комплексном исследовании с использованием картографирования с помощью геоинформационных систем (ГИС), BIM-моделирования, создания цифровых двойников (digital twins), искусственного интеллекта. Работать над городским пространством будут не только архитекторы и ландшафтные дизайнеры, но и урбанисты, маркетологи, социологи, дендрологи и общественные активисты.



Экологический тренд


Экологичность пространства останется главным трендом в ближайшие годы при формировании городских пространств. И речь идет не только об охране окружающей среды, экосистемы города, но и об экологичности пространства для человека. Высокие бордюры, препятствующие движению маломобильных людей, электротранспорту, велосипедистам, заборы и изгороди там, где их быть не должно. Все это должно уйти в прошлое. Мы должны создавать максимально дружелюбную среду для горожан, в которой будут сведены к минимуму искусственные барьеры, навязанные и безальтернативные маршруты движения. Скажем, при формировании среды современного жилого квартала мы предусматриваем разные пешеходные пути к одним и тем же пунктам назначения. Главная дорога к городской площади в центре квартала прямая и широкая, по ней удобно двигаться, если житель квартала спешит ее быстро пройти. Альтернативная дорога может быть витиеватой и спрятанной за искусственными холмами или зелеными насаждениями. Этот путь человек может выбрать, если он хочет неспешно прогуляться. При этом создаваемое городское пространство должно быть экологичным с точки зрения защиты природы. В этом отношении ставку нужно сделать на внедрение энергосберегающих или энергонезависимых систем освещения, зарядки электротранспорта и девайсов. Потребность в электричестве в городском пространстве вполне могут покрывать солнечные панели и небольшие ветряные станции, которые будут все более привлекательными на фоне роста цен на централизованные коммунальные ресурсы.


Ревитализация

Поскольку российские города развивались в основном стихийно в последние 30 лет, теперь наблюдается нехватка свободных, некоммерческих городских пространств. Одновременно в городах остается еще много территорий, потенциал которых можно задействовать. Помимо промзон, на карте Москвы есть еще много инженерных и транспортных объектов (и их территорий), которые можно подвергнуть ревитализации, например – участки под эстакадами и транспортными развязками. Как минимум, этим территориям и инженерным объектам необходима реновация, которые позволят улучшить их эстетический облик. Инструментов ревитализации в международной урбанистике накоплено много: начиная от озеленения и дизайнерского освещения, заканчивая привлечением художников или архитекторов, которые могут полностью преобразить облик подэстакадных пространств, переходов, зданий, инфраструктурных объектов. Если территории технических и инженерных пространств и объектов не включать в городские программы благоустройства, мы получим постоянный источник проблем, который будет снижать эффективность городского благоустройства (скопление мусора, неконтролируемый рост популяции бродячих животных и т. п.).


Функциональность

Пандемия ковид-19 приучила жителей мегаполиса чаще проводить время на открытом воздухе в теплое время года. Люди хотят встречаться с друзьями, устраивать пикники, работать с ноутбуком или планшетом, играть с детьми и т. п. В этом плане старые подходы к созданию парков, скверов и набережных не позволяют раскрыть потенциал городских территорий. Необходимо функциональное зонирование, когда даже в небольшом сквере можно организовать место для семей с детьми и одновременно уличные офисы для людей с ноутбуками. С помощью искусственных холмов, правильно подобранных растений и других инструментов ландшафтного дизайна эти разные группы горожан не будут друг другу мешать и смогут наравне пользоваться городской территорией. Функциональность социальных пространств, безусловно, необходимо повышать путем создания инфраструктуры для игры и хобби. В частности, это могут быть уличные библиотеки, площадки для игр (петанк, городки, шахматы и т. п.), спортивные зоны, поля для игр с мячом. Что особенно важно – некоммерческое и многофункциональное городское пространство может привлечь людской трафик в коммерческие объекты (магазины, кафе, салоны красоты, кино, театры и т. п.), находящиеся поблизости. В США во многих городах власти даже отменяют плату за парковку рядом с многофункциональными общественными территориями, что косвенно помогает местному бизнесу. В современных девелоперских проектах главные общественные пространства будущего квартала (площадь, набережная, дворовый парк) специально проектируются по соседству с коммерческой инфраструктурой, то есть фактически они составляют вместе досуговый комплекс.

По материалам

Нажмите, чтобы оценить статью!
[Итого: 0 Среднее значение: 0]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»