ЖКХ

Чуть больше свободы: законодательная инициатива поможет муниципалитетам более гибко управлять объектами ЖКХ


/FOTODOM

В Госдуме на рассмотрении находится проект законодательного акта, которым вносятся изменения в статью 28.1 закона «О теплоснабжении» и в статью 41.1 закона «О водоснабжении и водоотведении». Предполагается, что их принятие позволит заключать договоры аренды в тех случаях, когда передача в концессию имущества организаций, работающих в этих сферах, экономически неоправданна.

Дело в том, что сегодняшний порядок предусматривает, что передача прав владения или пользования системами водоснабжения, водоотведения или объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды или по концессионным соглашениям. Однако если такие объекты введены в эксплуатацию более чем за 5 лет до даты конкурса либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного из данных объектов не может быть определена, то передача прав возможна только исключительно в концессию. Эта оговорка сделана из благих побуждений, с тем чтобы побуждать потенциальных инвесторов заключать концессионные договоры, которые законодательно имеют целевой характер и направлены на строительство или реконструкцию инфраструктурных объектов жилищно-коммунального хозяйства.

Однако на практике такой порядок сужает полномочия муниципалитетов и противоречит экономическим реалиям. Поэтому, обосновывая поправки, их авторы указывают, что далеко не все построенные более пяти лет назад объекты нуждаются в масштабных инвестициях и реконструкции. Да и вообще заключение концессионных соглашений целесообразно и экономически привлекательно для инвесторов при наличии гарантий возврата средств, а это достижимо только в крупных населенных пунктах, где потребителям отпускается большой объем коммунального ресурса. Далее, в некоторых муниципалитетах, где сети изношены на 70% и более, окупаемость вообще проблематична, соответственно, о приходе концессионеров можно только мечтать. И наконец, при заключении концессионного соглашения у органов местного самоуправления теряется источник доходной части бюджета — арендная плата за пользование муниципальным имуществом.

В связи с этим авторы поправок считают, что снятие имеющихся ограничений даст возможность органам местного самоуправления передавать имущество по договорам аренды тогда, когда его концессионирование экономически неоправданно.

Комментируя предлагаемые изменения, в подмосковном ГУП МО «КС МО» отметили, что не возражают по существу предлагаемых законопроектом поправок. «Для ГУП МО «КС МО» на всех обслуживаемых территориях на объекты тепло-, водоснабжения и водоотведения действуют договоры аренды. Поэтому дать информацию о наличии выгоды для администраций при принятии поправок не представляется возможным», — заявили «Стройгазете» на коммунальном предприятии.

В свою очередь, член экспертного совета Ассоциации «Р1» и руководитель направления правового сопровождения споров в сфере коммунального хозяйства и управления недвижимостью юридической группы «Яковлев и партнеры» Сергей Сергеев отмечает, что сегодня смена гарантирующей организации на той или иной территории уже никого не удивляет. Поставщики меняются по разным причинам, и при этом всегда возникает вопрос переоформления прав на сети. Но заключение концессии — процесс небыстрый, так как сначала идет долгий этап подготовки и расчетов финансовой модели, потом согласование окончательных условий, подписание и реализация. Более того, концессия предполагает безусловную инвестиционную составляющую, что само по себе хорошо для потребителя, но иногда бывает неоправданно для компании с экономической или политической точки зрения. Поэтому возможность заключать договоры аренды — «это, конечно, хорошо».

Вместе с тем, эксперт напомнил, что недавно внесены изменения в законодательство о государственно-частном партнерстве, согласно которым договоры аренды можно будет заключать только после проведения открытого конкурса. Да, там есть исключения, в том числе для организаций, в чьем владении уже находится большая часть системы центрального водоснабжения или теплоснабжения на определенной территории, и к которой надо присоединить маленький кусочек. Но в целом кто попало сети в аренду, по идее, не возьмет.

Что касается влияния на экономику муниципалитетов, то им в случае принятия инициативы деньги получать и тратить будет проще. Для населения же, скорее всего, ничего не изменится.

«В целом принятие закона позволит так или иначе легитимизировать уже заключенные договоры аренды, которые, безусловно, существуют и сейчас, иначе никто эту проблему бы не решал», — подчеркнул эксперт.

Сергей СЕРГЕЕВ, руководитель направления правового сопровождения споров в сфере коммунального хозяйства и управления недвижимостью юридической группы «Яковлев и партнеры»:

«Пока договор аренды сетей не заключен, поставщик не может включить расходы на их эксплуатацию в тариф, хотя фактически вынужден их использовать и поставлять воду потребителям. Новый закон поможет ускорить процесс включения в оборот небольших обособленных участков сетей»

По материалам

Нажмите, чтобы оценить статью!
[Итого: 0 Среднее значение: 0]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»